Вальдорфская методика или школа – это уникальная система, краеугольным камнем которой является глубочайшее уважение к детству, к личности, к потенциалу и внутренним возможностям маленького человека, их поэтапное, бережное развитие.

Суть вальдорфской школы

На сегодня подобных школ в четырнадцати европейских государствах насчитывается более шести сотен. И число их приверженцев постоянно увеличивается. Духовно-научная основа вальдорфской системы – антропософия.  Данная наука позволяет раскрыть наиболее полно заложенное в человеке от природы с помощью спец упражнений. В школах вальдорфского направления преобладают дисциплины, которым в обычных школах внимания уделяется минимум, либо не уделяется вообще:

  • музыка,
  • театр,
  • рукоделие,
  • садоводство,
  • живопись,
  • ритмика,
  • эвритмия.

Воспитательная система вальдорфской школы

В вальдорфских школах детей учат познавать мир на собственном опыте через различные переживания, созерцание, практики. Учителя здесь – это духовные наставники, бережно сохраняющие в ребенке чистый взгляд на мир, остроту восприятие, умение сопереживать всему вокруг.

Основы вальдорфских программ базируются на междисциплинарности и широком подходе. Педагог здесь лично влияет на каждого ребенка, является для него скорее другом, нежели ретранслятором ненужных знаний. В школы, поддерживающие вальдорфские системы, отдают малышей с семилетнего возраста, где они обучаются на протяжении двенадцати лет. На всем протяжении обучения у детей один классный наставник, который успевает за десятилетие изучить каждого ученика, его особенности, сильные стороны, таланты. 

Уроки в вальдорфской школе

В этих школах упор делается на искусство, изучение иностранных языков, занятия садоводством. Детей глубоко погружают в художественную творческую среду, а не просто читают лекции с сухой подачей материала. Все дети обязательно учатся:

  • вышивать,
  • вязать (другим ремеслам/технологиям),
  • играть на музыкальных инструментах,
  • говорить (минимум) на двух языках.

Они изучаются с семи лет в виде игр с песнями, танцами, стихами. Всех без каких-либо исключений обучают двигательному искусству – эвритмии. Дети вместе готовят праздники – рождественские, пасхальные концерты – ставят спектакли, играют в ансамблях и группах. А общешкольным отчетным концертом заканчивается обязательно каждая четверть.

Любопытно, в школах с вальдорфской системой практически отсутствуют учебники. Дети заводят одну большую ученическую тетрадь, куда аккуратно записывают все, чему научились, собственные наблюдения/переживания, весь свой полученный опыт. К концу обучения у каждого формируется, таким образом, собственный «учебник», ценность которого в остроте чувств, во всем пережитом и испытанном в стенах школы.