Что такое кризис первоклассника
Момент, когда вчерашний карапуз переступает школьный порог, становится для него по-настоящему переломным сразу по нескольким причинам.
Как происходит кризис первоклассника
Крутой поворот происходит для него в физиологическом плане, психологическом, поведенческом и социальном. Последний происходит, поскольку ребенок меняет свой статус не только в семье, а и в социуме: из вчерашнего беззаботного малыша он превращается в первоклассника с некоторым набором ежедневных обязанностей, к которым ему придется привыкать не один день.
Отныне он не может делать то, что он хочет: в классе ему придется удерживать внимание на повествовании учителя достаточно долгое время, сидя при этом практически в одной позе. Ему придется привыкнуть к тому, что он не один: в классе с ним наравне будет учиться еще пара десятков его сверстников, с которыми ему придется находить общий язык и свое место в этом маленьком социуме.
Малыш, еще вчера привыкший видеть только родителей в качестве «высшей инстанции», должен научиться воспринимать нового взрослого – учителя, принять его авторитет, установить с ним контакт/дистанцию, признать его позицию и новые для него поведенческие правила/основы. К тому же дети, не особо еще владеющие самоконтролем, должны понять: теперь все чувства и мысли они должны держать при себе, а не выплескивать, когда вздумается.
Как помочь первокласснику справиться с кризисом
Шести-семилетки на протяжении всего периода обучения в первом классе испытывают колоссальные эмоциональные трансформации. А если они еще «подкрепляются» первыми неудачами на ученическом поприще, то могут обернуться тяжелейшим комплексом неполноценности, который останется с ними на всю жизнь. И именно в этот тяжелый момент самой главной поддержкой для них должны стать именно родители, их чуткость и внимание.
Подбадривать, поддерживать, постоянно разъяснять вчерашним малышам их новый статус, важность учебы, серьезность того, что происходит в школе – вот, чем должны заниматься родители ежедневно. Еще крайне важно:
- хвалить новоиспеченного ученика даже за малейшие успехи;
- не позволять ему опускать руки;
- воздерживаться от категоричных, грубых замечаний, требований.
Помня о сложностях адаптации, не стоит требовать от ребенка немедленных блестящих результатов и покорения ученического «Эвереста» в кратчайшие сроки. Только чуткость, внимание и поддержка помогут ему сделать это, сообразно его потенциалу и возможностям. Не маловажным будут при переутомлениях в школе продолжительные прогулки на улице, здоровый крепкий сон продолжительностью не менее восьми часов и тщательное избегание стрессовых ситуаций.