Светодиоды. Эпизод 1.
Часть 1. Серьезная угроза для ошибок операторов.
В современных информационных системах управления сложными энергетическими и
транспортными системами особое место принадлежит человеку-оператору. По данным
американских источников влияние человеческого фактора на информационные системы
составляет до 30%. Проблеме посвящены многочисленные научные работы. Но ни в одной
из них не рассматривается влияние спектра света, излучаемого устройствами отображениями
информации и световыми приборами, на состояние здоровья и зрительного анализатора
операторов, несмотря на агрессивное внедрение высокоинтенсивных светодиодов в такие
устройства.
С учетом того, что в опросах 2005 года в России самой серьезной угрозой была названа
непреднамеренная ошибка операторов, вызванная возможным влиянием спектра света на
глаза и здоровье оператора. Особенность влияния спектра света белых светодиодов на
здоровье человека, который работает по сменам (день-ночь), в том, что глаза оператора
подвергаются воздействию света как от плоского экрана со светодиодной подсветкой, так и
света от общего светодиодного освещения. Это вызывает целый ряд потенциальных
эффектов, влияющих на результативность оператора, в частности, секрецию мелатонина и
кортизола, циркадные изменения. А значит крайне отрицательно действует на следующие
физиологические функции организма:
- терморегуляцию и индукцию сна;
- антиоксидантный эффект;
- антистрессорное состояние;
- биоритмологиченские функции;
- иммуномоделирующее действие;
- регуляцию полового развития.
Особенно опасно заснуть перед экраном светодиодного монитора.
Часть 2. Подавление мелатонина.
Дефицит мелатонина приводит к отложенным рискам возникновения тяжелых клинических
последствий для здоровья человека. Причем было доказано, что уже ОСВЕЩЕННОСТЬ в
100 ЛК белого светодиодного света подавляет мелатонин и приводит к сдвигу биологических
часов человека.
Исследователи из Гарвардской медицинской школы (Бостон, США) провели специальное
исследование, которое доказало, что даже через закрытые веки включенный монитор и общее
светодиодное освещение в комплексе приводят к резкому подавлению выработки
мелатонина. Они пригласили для участия в эксперименте 116 добровольцев в возрасте от 18
до 30 лет, которые на протяжении пяти вечеров по 8 часов в день подвергались воздействию
светодиодного света разной яркости в период, предшествующий ночному сну, и во время
него. У испытуемых каждые 60 минут проводился забор крови для определения уровней
мелатонина.
Было установлено, что чем ярче свет, тем ниже были уровни гормона, хотя наивысшее
содержание мелатонина в крови должно быть в период от полуночи до 4 часов утра. Кроме
того, наличие света во время сна еще сильнее снижало его содержание в крови.
«Невинная привычка спать при включенном светодиодном свете легко оборачивается
стойкой гипертонией и появлением диабета 2го типа», - предупреждал профессор Джошуа
Гули, руководитель эксперимента.
Светодиодное освещение влияет не только на глаза и гормональную систему человека, но и
на его психофизиологическое состояние, работоспособность и утомляемость.
Светодиодная миопия. Китай – 95,5% заболевших.
2
Доказано, что использование светодиодного освещения в помещениях с постоянным
нахождением детей влияет на зрение ребенка. Например, отмечено, что миопия (заболевание
при котором невозможно сфокусироваться на расположенных вдали объектах, но при этом
относительно чётко видно близко расположенные предметы. в русском языке это называется
"близорукостью") Поэтому за последние годы возросшего использования светодиодного
освещения в помещениях с детьми количество заболевших миопией резко увеличилось,
например, в США до 41,6 %, Тайване до 90%, Сингапуре до 79,3%.
На территории стран бывшего СНГ эффективность энергосбережения является приоритетной
задачей. Стандарты применения светодиодного освещения устарели. Именно поэтому
необходимо с раннего детства прививать детям желание заниматься практиками сохранения
зрения, требуемого цветовосприятия, а с учетом абсолютных связей, развитием моторики,
зрительной и кинетической памяти, чувства симметрии и цветовой гаммы. Например,
рисование песком – это сравнительно молодой и перспективный вид искусства, который
появился примерно в 1970-х годах. «Первопроходцем» в этом направлении считают
американку Кэролайн Лиф (Caroline Leaf), которая создала анимационный
мультипликационный фильм "Петя и Волк" по симфонической сказке Сергея Прокофьева.
Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, психотерапевтом,
основателем аналитической терапии. Многие психологи видят в отдельных крупинках
символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во
Вселенной.
В играх-упражнениях с песком и другими сыпучими материалами активно участвуют руки
ребенка, тем самым, осуществляя познание окружающего мира. Известный педагог Мария
Монтессори ещё в начале XX века говорила о том, что в процессе труда ребёнок делает себя
сознательным, творит из себя Человека и с помощью собственных рук и собственного опыта
он становится разумным.
При работе с песком учитываются индивидуальные особенности ребенка, в том числе,
имеющего проблемы в развитии. Предъявляемые задания не воспринимаются детьми как
упражнения, что позволяет в игровой форме развивать их моторику, зрительную и
кинетическую память, чувство симметрии, а также навыки письма. Занятия и игры с песком
имеют множество преимуществ: во-первых, это развитие мелкой моторики. Ребенок создает
рисунок, прорисовывая мелкие детали, и это способствует улучшению интеллектуальной
деятельности, тактильно-кинестетической чувствительности рук. Во-вторых, работа над
рисунком из песка на стекле имеет медитативный эффект – ребенок, погружается в себя,
расслабляясь и успокаиваясь. Это позволяет снять стресс или просто нервное напряжение.
Негативные эмоции при работе с песком уходят, и ребенок проецирует свои эмоции на
стекло, используя песок. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим,
специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает негативную психическую
энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его
эмоциональное состояние, что очень важно для детей с нарушением зрения. Наблюдения и
опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и
взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Мы
же в своей деятельности используем рисование песком в коррекционных целях, так как
пальцы создавая рисунок, прорисовывают мелкие детали, что влияет не только на
эмоциональное состояние, но и способствует улучшению тактильно-кинестетической
чувствительности рук, развивает мелкую моторику и осязательное восприятие детей с
нарушением зрения.
Игры-занятия с песком имеют большую воспитательную, коррекционную и развивающую
роль в работе с детьми с нарушением зрения. При проведении игр и упражнений с песком в
свободной деятельности можно добиваться концентрации внимания, сосредоточенности при
3
выполнении определённой работы, побуждать детей к активным действиям, проявлению
инициативы в совместных играх с песком. Всё это способствует гармоничному развитию
личности ребёнка с нарушением зрения, а это очень важно и ценно, как для самого
слабовидящего ребёнка, так и для общества в целом. Эффект применения нетрадиционных
методов терапии во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции.