«Отмена интернатуры – необходимость, а не прихоть чиновников»
– Петр Витальевич, зачем потребовалось менять стандарт медицинского образования? В чем особенности новых программ подготовки врачей?
Внедрение нового образовательного стандарта третьего поколения (ФГОС-3) с 2011 года было обусловлено требованиями современного рынка труда, международными тенденциями развития высшего образования и присоединением России к Болонскому процессу. Основными особенностями ФГОС-3 являются компетентностный подход, уровневая система подготовки (бакалавриат и магистратура), расширение академических свобод вузов и введение научно-исследова
Особенность новых программ, прежде всего, это – практическая подготовка, то есть, уже упомянутый компетентностный подход. Он предусматривает обязательное обучение студентов определенным практическим навыкам на каждом этапе образования, начиная с первых курсов. Оптимально это было бы делать на базе вузовских клиник и клинических баз, реализуя исторические традиции обучения врача у постели больного. Однако очень немногие медицинские вузы страны обеспечены такими базами в полной мере. Поэтому во всем мире сейчас делается акцент на развитие симуляционного образования: отработка практических навыков на фантомах, тренажерах, симуляторах. Это стало неотъемлемой частью образовательных программ, и дает множественную повторяемость манипуляций, работу над ошибками, не требует дополнительных допусков к больному.
Первый МГМУ им. И.М. Сеченова полностью обеспечен собственной клинической базой. С младших курсов в распоряжении наших студентов 22 разнопрофильные университетские клиники на 3000 коек, развитая система диагностической и лабораторной служб. В своих клиниках мы развиваем сеть интегрированных операционных, которые дают возможность обучающимся наблюдать работу наших ведущих хирургов в режиме реальной видеотрансляции.
Тем не менее, важным аспектом в университете делается развитие симуляционного образования. Мы создали у себя первую в России учебную виртуальную клинику Mentor Medicus, в которой воссоздана инфраструктура типовой больницы с реанимобилем, операционными залами, родильным боксом, палатой для выхаживания недоношенных детей и многим другим. Здесь мы проводим отработку навыков от сестринского ухода до работы в команде операционных бригад и бригад скорой помощи. Параллельно с этим нами создан симуляционный тренинг-центр врачебной практики Praxi Medica, который обеспечивает подготовку хирургов в режиме wet-lab с оборудованием самого высокого класса реалистичности: а в хирургии «ветлаб» – это связующее звено между теорией и практикой. Также не только для клинических, но и для учебных целей ну нас есть операционная, оснащенная уникальным для России хирургическим роботом da Vinci.
– Кто разрабатывает образовательные программы? Они едины для всей страны?
Образовательные организации самостоятельно разрабатывают программы. Учитывается и сторонний опыт, происходит и разработка собственного продукта.
К примеру, развивая виртуальное обучение в Первом Медицинском, мы наработали значительный технологический и методологический опыт: на определенных этапах для студентов младших курсов у нас внедряются программы обучения с участием старших студентов – так совершенствуется система контроля и аттестации обучающихся, производится доводка оборудования. Причем на каждом этапе обучения критерием служит не просто удачное освоение навыка, но его неоднократное повторение и наработка с ним определенного количества, так сказать, «летных часов». Лишь после этого студент может перейти на новый уровень обучения.
Очень важно отметить, что все учебные программы должны быть полностью состыкованы с профессиональным
– Почему отменяется интернатура? Где и кем сможет работать молодой специалист с дипломом медвуза, не прошедший первичной специализации?
Интернатуру с 2016 года упразднил федеральный закон №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан». И это во многом больше необходимость, чем прихоть чиновников. Вследствие подобных изменений скорость подготовки врачей увеличится, и они быстрее смогут приступить к выполнению своих прямых обязанностей. Убрав преддипломную стажировку, можно избавиться от постоянной нехватки врачей в амбулаторно-поли
С 2016 года выпускники медицинских вузов получат право работать в качестве врачей общей врачебной практики (включая как терапевтов, так и педиатров ОВП, амбулаторных стоматологов) в поликлиниках и центральных районных больницах.
Важнейшие практические навыки для занятия должностей в первичном звене здравоохранения молодые доктора получат, успешно освоив вузовскую программу. В дальнейшем перед ними будет ставиться задача тщательного изучения профессиональных дисциплин и непосредственная практика в клиниках. Конечно, начинающие медики все осмотры будут проводить под контролем старших коллег и преподавателей.
Другой вариант профессиональной траектории постдипломного врачебного образования – поступление в ординатуру. Обучение в ней будет длиться от двух лет для терапевтов до 3-5 лет для хирургов, нейрохирургов, трансплантологов
– Чем создающиеся сейчас университетские клиники отличаются от существовавших до сих пор клинических баз вузовских кафедр в ЛПУ?
Студенты получали, получают и будут получать необходимые практические навыки как в клиниках вузов, так и на базах медицинских организаций любого уровня, в том числе и поликлиник. К примеру, при наличии в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова собственного многопрофильного Клинического центра почти 90 наших кафедр работают на базе 147 московских учреждений здравоохранения.
Следует отметить, что еще весной этого года наш университет совместно с Правительством Москвы приступил к реализации проекта по созданию в столице системы университетских клиник. Основные его цели – повышение уровня и качества медицинской помощи населению, создание качественно новых условий для объединения последних научных достижений и технологий с клинической практикой городских больниц и с учебным процессом российских медицинских вузов, разрешение ряда спорных юридических коллизий в медицинском образовании последнего периода.
Университетские клиники – это уникальное сочетание лечения и ведения пациентов, обучения и практики студентов, врачебных стажировок и обмена опытом. Это регулярные научные исследования и медицинские конференции. Ведь в университетских клиниках кроме стационарных и учебных подразделений действуют научно-исследова
Принципиально данная модель предусматривает трудоустройство сотрудников кафедр на условиях внешнего совместительства в штат медицинских организаций и, соответственно, прием работников медицинских организаций в штат университета. При этом, всю полноту ответственности за качество оказания медицинской помощи несет директор университетской клиники – заведующий кафедрой или ее ведущий профессор. Сейчас нами уже создано около 25 университетских клиник на базе различных медицинских учреждений Москвы. В дальнейшем этот опыт мы планируем только расширять.
– Еще одно следствие внедрения новых стандартов – необходимость получать с 2016 года в качестве «допуска к профессии» свидетельство об аккредитации специалиста.
Уже упомянутый 323-й ФЗ отменил сертификацию и ввел новое понятие – «аккредитация» специалистов, работающих в медицинских учреждениях. Эта обязательная процедура, и она призвана подтвердить готовность выпускника медицинского вуза к самостоятельной работе.
В целом же новая система предусматривает, что первичная аккредитация (выпускники) с 2016 года остается за всеми 46 профильными вузами системы Минздрава РФ, а вторичная аккредитация (действующие специалисты) будет проводиться уполномоченными центрами поэтапно и в течение пяти лет с постепенной заменой действующих сертификатов. При этом, головная роль в системе аккредитации отводится Федеральному центру, создаваемому на базе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.
В дальнейшем аккредитация медиков станет непрекращающейся формой медицинского образования с внедрением личного листа допуска к определенным видам врачебной помощи на базе клинических протоколов. После этого именно врач, а не лечебное учреждение, будет нести всю полноту персональной ответственности перед пациентом, как это происходит во всем мире.