Главная » Заболевания » Дислалия

Дислалия

Дислалией называется нарушение нормального употребления и произношения звуков речи, которое совершенно не связано с органическими повреждениями слухового анализатора или центральной нервной системы.

Дислалия в логопедической практике встречается достаточно часто. Так, согласно статистическим данным, признаки дислалии имеются у каждого третьего дошкольника, в начальной школе они наблюдаются примерно у каждого пятого ребенка. В более позднем возрасте признаки дислалии можно обнаружить примерно у 1% детей.

Классификация дислалии

В настоящее время выделяют две формы дислалии: органическую (механическую) и функциональную.

Органическая дислалия вызывается нарушением анатомического строения артикуляционного (звукообразующего) аппарата. В отличие от нее функциональная дислалия развивается под влиянием обратимых нейродинамических нарушений в головном мозге или социальных факторов.  

Формы функциональной дислалии

В зависимости от причины выделяют следующие формы функциональной дислалии:

  • Моторная. Она обусловлена нейродинамическими нарушениями в центральном отделе речедвигательного аппарата;
  • Сенсорная. Данная форма функциональной дислалии связана с нейродинамическими изменениями в центральном отделе речеслухового аппарата.
  • Смешанная форма.

При моторной форме функциональной дислалии наблюдается фонетический дефект, связанный с недифференцированными и неточными движениями языка и губ.

На фоне сенсорной дислалии у больного возникают сложности со слуховой дифференциацией сходных по своему звучанию фонем (свистящих и шипящих, звонких и глухих, мягких и твердых). Это сопровождается заменами и смещением звуков во время устной речи, а на письме аналогичными заменами букв.

Смешанная форма функциональной дислалии сочетает в себе признаки обеих форм и называется сенсоматорной функциональной дислалией.

Также выделяют артикуляторно-фонетическую, артикулярно-фонематическую и акустико-фонематическую дислалию.

Если у пациента имеется проблема с произношением от одного до четырех звуков, то такая форма дислалии называется простой. В тех случаях, когда отмечается дефектное произношение свыше четырех звуков, говорят о сложной форме дислалии.

Если у пациента возникают сложности с произношением звуков, относящихся к разным артикуляционным группам, то это полиморфная дислалия, а если к одной группе, например, только свистящие, то говорят о мономорфной дислалии.

При дислалии искажения при произношении различных звуков (фонетические дефекты) обозначают терминами, которые имеют греческие корни:

  • Ламбдацизм - [л] и [л'];
  • Ротацизм – [р] и [р'];
  • Йотацизм – [й];
  • Сигматизм - [ж], [ш], [щ], [ч] и [с], [с'], [з], [з'];
  • Хитизм - [х] и [х'];
  • Каппацизм – [к] и [к'];
  • Гаммацизм – [г] и [г'].

Также при дислалии могут наблюдаться дефекты оглушения и озвончения, дефекты твердости и смягчения.

Причины дислалии

Причиной развития механической дислалии являются органические дефекты в анатомическом строении артикуляционного периферического аппарата, к которому относятся: челюсти, зубы, губы и язык.

К развитию функциональной дислалии приводят биологические и социальные факторы:

  • Педагогическая запущенность;
  • «Сюсюканье» взрослых при разговоре с детьми;
  • Косноязычная, торопливая речь взрослых, ухаживающих за детьми;
  • Билингвизм в семье;
  • Минимальная мозговая дисфункция;
  • Общая физическая слабость ребенка.

Признаки дислалии

Основным признаком дислалии являются дефекты при произношении звуков:

  • Пропуски – выпадения звука в определенных позициях;
  • Замены – один звук систематически заменяется другим;
  • Смещение – ребенок может правильно произносить звуки, но в речи путает их;
  • Искажение – этот признак дислалии заключается в ненормированном произношении звуков, а также использовании звуков, не используемых в фонетической системе родного языка.

При дислалии лексико-грамматическая сторона речевого развития всегда соответствует возрасту ребенка, то есть имеется достаточный уровень связанной речи, умение правильно использовать множественное и единственное число, падежные окончания, неискаженная слоговая структура, хорошо развитая словарная база.

Диагностика дислалии

При появлении у ребенка первых признаков дислалии его следует обязательно показать специалистам. Диагностика данной патологии начинается с опроса матери о том, как протекала у нее беременность, какие заболевания перенес малыш, как у него шло речевое и психомоторное развитие, имеются ли заболевания органов зрения и слуха, опорно-двигательного аппарата.

После этого логопед проводит исследование строения и подвижности всех органов периферического артикуляционного аппарата как при помощи визуального осмотра, так и при помощи специальных тестовых упражнений.

Для более точной диагностики патологий устной речи проводят обследование, направленное на выявление произносимых с дефектами звуков, для чего используют специальный дидактический материал. Это позволяет выявить характеры нарушения звукопроизношения в различных позициях. После этого логопед оценивает состояние фонематического слуха, то есть способность ребенка к дифференцировке коррелирующих фонем.

При механической дислалии логопед может направить ребенка на консультацию к стоматологу ортодонту или стоматологу-хирургу, а при функциональной форме дислалии к неврологу. При подозрении на наличие тугоухости показано проведение осмотра отоларингологом с обязательным исследованием функций слухового аппарата.

Коррекция дислалии

Коррекция дислалии проводится в три этапа:

1. Подготовительный. При механической дислалии на этом этапе необходимо устранить анатомические дефекты в речеобразовательном аппарате (ортодонтическое лечение, пластика уздечки и т.п.). При функциональной моторной дислалии показано проведение логопедического массажа и артикуляционной гимнастики. Лечение сенсорной дислалии начинается с развития фонематических процессов. Также на подготовительном этапе логопед уделяет внимание развитию мелкой моторики, формированию направленной воздушной струи и отработке произношения опорных звуков.

2. Этап формирования первичных навыков произношения. Он включает в себя постановку изолированных звуков, их автоматизацию в словах, слогах, предложениях, а также дифференциацию звуков.

3. Этап формирования коммуникативных навыков. На этом этапе необходимо сформировать у ребенка навыки правильного употребления поставленных звуков в любых ситуациях общения.

При дислалии логопедические занятия должны проводиться не реже, чем три раза в неделю. Очень важно, чтобы и дома родители систематически занимались со своим ребенком, выполняя все указания специалиста, следили за правильностью выполнения им артикуляционной гимнастики.

При простой дислалии продолжительность занятий составляет от одного до трех месяцев, а при сложной – до полугода.

Прогноз и профилактика дислалии

Дислалия в большинстве случаев успешно корректируется. Длительность срока коррекции зависит от сложности патологии звукообразования, возраста ребенка и его индивидуальными особенностями, регулярностью проводимых занятий, участием в них родителей. При этом следует знать, что чем младше реббенок, тем легче добиться у него полноценной коррекции дислалии.

Для профилактики дислалии следует своевременно выявлять и лечить у него возможные анатомические дефекты артикуляционного аппарата. Необходимо уделять достаточное внимание физическому и психическому развитию детей. Также очень важно, чтобы взрослые разговаривали с детьми, даже младшего возраста, правильно, без «сюсюканья», четко выговаривая все звуки.