Дизартрия у детей
Дизартрией называется недостаточное снабжение нервами речевого аппарата, возникающее в результате нарушения деятельности заднелобных и подкорковых отделов головного мозга. Итогом этого нарушения является искаженное речевое произношение, что и называется дизартрией.
Подобное расстройство может встречаться в любом возрасте, но синдром дизартрии у детей сопровождается проблемы с обучением письму и чтению. Обучением детей с дизартрией занимаются врачи и логопеды.
Признаки дизартрии у детей
Главным признаком дизартрии у детей является нарушение всей произносительной части речи, а не затруднения в произношении отдельных звуков.
При дизартрии у детей наблюдается ограничения подвижности мимической и речевой мускулатуры. Произношение слов смазанное, нечеткое, голос может быть тихим или наоборот резким, ритмичность дыхания нарушена, отсутствует плавность речи. Ребенок может говорить замедленно или быстро.
Для окружающих заметна смазаность и глухость произношения. Присущи носовой оттенок речи и ощущение набитого рта.
Причины и виды дизартрии у детей
Причины, приводящие к дизартрии различны, и могут влиять на ее появление, как во время беременности матери, так и при родах или в раннем детском возрасте.
Перенесенные будущей матерью в период беременности токсикозы, инфекционные заболевания, патологические процессы в плаценте довольно часто являются причиной поражения головного мозга. Кроме того, при стремительно развивающихся или затяжных родах, у ребенка может возникнуть кровоизлияние в мозг, что также приводит к нарушениям в нем и как результат развитию дизартрии.
Синдром дизартрии у детей может развиться в результате перенесенных в раннем возрасте менингита, менингоэнцефлита и др. инфекциях в мозге или его оболочках.
Дизартрия может иметь легкую и тяжелую форму. Тяжелая форма обычно присуща детскому церебральному параличу и является его составляющей.
Детям с тяжелой формой дизартрии оказывается специализированная помощь в логопедических и медицинских учреждениях, работающих над оказанием помощи при нарушении речи и опорно-двигательного аппарата у детей.
Виды дизартрии у детей и взрослых зависят от локализации поражения в мозге.
При поражении отделов коры головного мозга, влияющих на артикуляцию мышц, определяется корковая дизартрия, характерная правильностью структуры слов, но отличающаяся нарушением выговора слогов.
При периферическом парезе и параличе артикулярных мышц, вызванных нарушением блуждающего, подъязычного языкоглоточного нервов и нервных ядер возникает бульбарная дизартрия, сопровождающаяся нарушением процесса глотания.
Монотонность речи ребенка характерна для псевдобульбарной дизартрии, возникающей в результате поражения двигательных корково-ядерных путей. В результате этого поражения происходит паралич мышц, связанных с центральной нервной системой подъязычными, языкоглоточными и блуждающими нервами.
Экстрапирамидная дизартрия является итогом поражения подкорковых узлов или их нервных связей. Речь, в данном случае смазанная, имеет носовой оттенок. Отмечается нарушение просодики, темпа и интонационно-мелодической структура произношения.
Паркинсоническая дизартрия является одним из видов экстрапирамидной дизартрии и сопровождает болезнь Паркинсона. При этом наблюдается плохо модулируемая, невыразительная и замедленная речь.
При поражении мозжечка и его передающих путей развивается мозжечковая дизартрия. У ребенка отмечается варьирование громкости речи, изменение модуляции и скандированное произношение.
При холодовой дизартрии, возникающей на фоне понижения температуры воздуха, происходит затрудненная артикуляция речи.
При нарушении произношения свистящих и шипящих звуков отмечается стертая дизартрия (схожая с боковым сигматизмом). Виды дизартрии у детей различны и для лечения крайне важно установить локализацию поражения.
Диагностика синдрома дизартрии у детей
Для точной диагностики заболевания необходимо провести обследование у логопеда, невропатолога и психолога.
Для определения полной картины болезни нужно провести дополнительные исследования - электромиографию, электроэнцефалографию и электронейрографию, т.е. электрофизиологическе обследование. Помимо этого, рекомендуется выполнить магнитно-резонансную томографию головного мозга и магнитную транскраниальную стимуляцию.
Логопедом проводится тщательное обследование степени имеющихся речевых и неречевых нарушений. Определяется состояние мускулатуры как речевой, так и мимической, выявляется структура артикуляционного аппарата, объем артикуляционных движений и тип дыхания ребенка. Изучается анамнез речевого развития.
Кроме того, логопед выявляет ритм и темп речи, просодику, разборчивость речи и звукопроизношение.
Проверяется согласованность дыхания, артикуляции и голосообразования.
Помимо этого, выявляется степень формирования лексико-грамматического строя речи.
Для более взрослых детей проводится диагностика письменной речи с выполнением письма под диктовку, списывание с книг, осмысление прочитанного материал и чтение вслух.
Психологом проводится обследование интеллектуального развития ребенка.
Необходимо помнить, что стёртая дизартрия обычно диагностируется после пятилетнего возраста. Это связано с тем, что в более ранний период различные отклонения в речи могут быть не связаны с дизартрией.
Лечение и обучение детей с дизартрией
Для успешной корректировки речи детей с дизартрией необходимо совместное воздействие медиков и педагогов.
Параллельно с медикаментозным лечением и лечебной физкультурой, проводится логопедическая коррекция.
Врач логопед проводит работу по всестороннему развитию речи ребенка. Необходимо правильное построение грамматической линии и фонетического слуха, кроме того пополняется словарный запас чтобы избежать трудности при обучении детей с дизартрией в школьный период.
Дизартрия довольно распространенное нарушение у детей. И последствия от нее доставляют много социальных проблем в будущем для ребенка. Поэтому необходимо как можно раньше приступить к коррекции речевого аппарата. Ребенку с дизартрией тяжело общаться со сверстниками, учиться в школе. Повзрослевшему человеку с дизартрией сложно определится с профессией, социально адаптироваться в окружающем мире. Несвоевременно предпринятое лечение приводит у ребенка к распаду всей речевой системы.
Поэтому так важно следить за развитием речи у ребенка и своевременно обращаться за специализированной помощью.