Главная » Заболевания » Гиперактивность

Гиперактивность

Гиперактивность – состояние нервной системы, при котором активность человека превышает общепринятые нормы. Если подобное поведение составляет проблему для окружающих, то говорят о поведенческом расстройстве или навязчивой перевозбудимости.

Наиболее часто гиперактивность встречается в детском возрасте – дошкольном или младшем школьном. Синдрому в большей мере подвержены мальчики.

В середине прошлого столетия гиперактивностью считалось патологическое состояние мозга, вызванное расстройством некоторых мозговых функций. Позже это состояние стали называть «синдромом дефицита внимания с гиперактивностью».

Гиперактивность свидетельствует о слабой нервной системе и сопровождается быстрой утомляемостью. Этот синдром не требует жесткой корректировки и довольно часто проходит самостоятельно.

Причины гиперактивности

Гиперактивность у ребенка может возникнуть в результате последствий тяжело протекающей беременности матери, родовых травм, кесарева сечения, осложненных родов или неправильного образа жизни беременной.

Впервые синдром гиперактивности был описан Генрихом Хофманом в 1845 году и с тех пор педагоги и медики постоянно проводят различные исследовании и разрабатывают программы по коррекции гиперактивности.

Причиной более частого проявления гиперактивности у мальчиков считается более позднее созревание головного мозга и появления на свет. Кроме того, мальчики обычно рождаются более крупными и нередко их появление сопровождается родовыми осложнениями.

Подобное расстройство наблюдается примерно у 15-20% детей, родившихся в результате патологических родов.

Необходимо отличать гиперактивность, т.е. синдром повышенной активности, от простого активного типа ребенка.

Причина гиперактивности может состоять в преждевременных родах, т.е. появления на свет недоношенного ребенка с маленьким весом. Искусственное вскармливание тоже входит в провоцирующие факторы развития синдрома. Современный темп жизни беременных, экологические проблемы, инфицирование во время беременности, неудовлетворительное и неполноценное питание также не способствуют появлению на свет «тихони». Сегодня около 10% детей младшего школьного возраста имеют в анамнезе диагноз «Гиперактивность».

Симптомы гиперактивности

Признаки гиперактивности обычно проявляются в двух и трехлетнем возрасте. Но родители или педагоги обращают на это серьезное внимание примерно к 8-10 годам, когда поведенческие нормы требуют от ребенка усидчивости, сосредоточенности и самостоятельности.

Нередко гиперактивность протекает в сопровождении энуреза, нарушения сна, расстройства речи и довольно часто сердечных приступов.

Практически совокупные признаки синдрома – гиперактивность и нарушение внимания.

При диагностировании опираются на шесть основных признаков гиперактивности.

  1. Гиперактивность и нарушение внимания выражаются невозможностью сосредотачиваться на определенном предмете, его деталях, ошибки в поведении носят небрежный характер.
  2. Гиперактивность и нарушение внимания могут выражаться неспособностью сохранять его длительное время – не выполняются задания до конца, ребенок отвлекается от его выполнения, не слышит обращения к нему. Отсутствует собранность, внимание часто переключается с одного предмета на другой. Ребенок избегает сложных задач, интеллектуального напряжения. Отсутствие внимания выражается отвлечением от занятий при малейшем постороннем шуме.
  3. Одним из признаков гиперактивности является повышенная забывчивость. Гиперактивный ребенок никогда не помнит о том, что и куда положил, о чем недавно разговаривал, что делал.
  4. Признаками гиперактивности могут быть повышенная активность и импульсивность.
  5. Во время волнения ребенок ерзает на стуле, быстро двигает руками и ногами, соскакивает с места, может убежать, спокойный досуг не для него. Во время совместных занятий с другими детьми выкрикивает с места, отвечает, не дождавшись окончания вопроса.
  6. Гиперактивный ребенок не способен ожидать очередности в играх, занятиях и ответов на вопросы. Не менее ярко у гиперактивных выражено вмешательство в чужую деятельность и посторонние разговоры. Сон таких детей беспокоен, ребенок ворочается и плохо спит.

Нередко отмечаются смешанные признаки гиперактивности.

Гиперактивные дети часто принимаются сразу за несколько дел, и с таким же успехом бросают их и принимаются за другие.

Эмоции у них проявляются очень ярко, без анализа их последствий.

Диагностика гиперактивности

Для диагностирования гиперактивности необходим сбор субъективных данных, проведение психологического обследования и аппаратная диагностика.

При диагностировании учитываются течение беременности и родов, перенесенные заболевания матери во время беременности и ребенка после рождения, проводится специальное тестирование.

Аппаратные методы обследования включают в себя магнитно-резонансную томографию и электроэнцефалографическое исследование. Они проводятся для выявления в мозге патологических изменений.

Программа по корректировке гиперактивности

Методы лечения гиперактивности включают в себя лечение препаратами и психологическое воздействие.

Препараты при гиперактивности у детей понижают импульсивность, помогают приспособиться к менее активному образу жизни, повышают внимание и работоспособность.

Медикаментозное лечение гиперактивности проводится под наблюдением врача, с непременной корректировкой по мере получения необходимого эффекта. Дозировка препаратов при гиперактивности у детей выбирается индивидуально лечащим врачом, под контролем общего состояния здоровья.

Медикаментозное лечение гиперактивности позволяет улучшить координацию движений в повседневной жизни, спорте и при письме.

Применение медикаментозного лечения гиперактивности определяется степенью проявления нарушения поведения. И если терапия в домашних условиях не дает желаемого эффекта, то прибегают к лечению в условиях стационара.

При гиперактивности у детей препараты назначают исходя их возраста и выраженности синдрома. Рекомендуются применение сочетания тиоридазина с мезокарбом и перициазином. Эффективно использование таких препаратов как пантогам, пиридитол, фенибут, аминалон, т.е. ноотропных средств.

При гиперактивности у детей препараты не лечат синдром, но позволяют контролировать степень активности в день приема.

Программа по корректировке гиперактивности включает работу с психологом, который дает соответствующие рекомендации родителям и проводит психологические тренинги с ребенком.